Для оптовой торговли характерны большие объемы закупаемых и продаваемых товаров в сочетании с незначительной маржой. В такой ситуации цена ошибки значительно возрастает, поэтому наиболее важной задачей, стоящей перед любой оптовой компанией, является управление товарными запасами. Это очень сложная проблема, в рамках которой нужно решать вопросы оптимизации закупок, эффективной доставки, наилучшего размещения на складе и так далее.
Кроме того, следует решать множество других важных задач: поддерживать стабильность финансового состояния компании, максимально удовлетворять потребности клиентов, контролировать каналы сбыта. OLAP-системы содержат всё необходимое для построения аналитических решений в оптовой торговле:
- Аналитическая отчетность. Позволяет быстро оценить текущую картину: выявить позиции с низкой оборачиваемостью, критическим сроком годности, нерегулярным спросом, провести ABC и XYZ анализы. Исследовать особенности спроса, распределение по клиентам, регионам, товарным группам.
- Прогнозирование спроса. В OLAP-системах имеется возможность строить как простые модели, основанные на средних продажах, скорости продаж различных групп, частоте закупок, так и сложные самообучающиеся модели, учитывающие сезонность, тренды, влияние внешних факторов, жизненный цикл товара. Построение прогнозов возможно с различной детализацией: по группам, категориям, товарам.
- Оптимизация закупок. OLAP-системы дают возможность реализовать механизмы оптимизации закупок на основе полученных прогнозов: рассчитывать оптимальный страховой запас, сроки закупки, номенклатуру, автоматически выбирать поставщиков. В процессе оптимизации можно учитывать зависимости между товарами, особенности поведения клиентов.
- Анализ клиентской базы. С помощью методов кластеризации, моделирования и поиска закономерностей можно проводить глубокий анализ клиентской среды, выявлять и учитывать особенности потребления каждой категории покупателей, понять их предпочтения. Такие знание помогают стоить эффективную систему лояльности, организовывать кросс-продажи, оптимизировать систему скидок.
Список задач, характерных для предприятий оптовой торговли, для решения которых возможно применение OLAP-систем, не ограничивается описанными выше. OLAP-системы дают возможность: консолидировать разнородную информацию, решать задачи бюджетирования, анализировать денежные потоки, оценивать влияние маркетинговых действий, проводить грамотное позиционирование и прочее.