Информационно-аналитические системы на базе OLAP-технологий


Применение OLAP-систем

Платформа OLAP-систем

Типичные задачи анализа данных, решаемые с помощью OLAP-систем

OLAP системы, играют роль навигатора по множеству данных организации и эффективно решают следующие аналитические задачи:

  • Анализ продаж. Включает в себя структурный анализ, анализ зависимостей, сравнительный анализ, анализ динамики продаж.
  • Анализ закупок. Выявление наиболее выгодных/надежных/быстрых поставщиков.
  • Анализ цен. Данный анализ позволяет упростить и структурировать процесс ценообразования.
  • Маркетинг. Анализ особенностей покупателей в разных разрезах позволяет выявить портрет основного потребителя товара. Выявление сезонных и других периодических колебаний. Анализ эффективности маркетинговых акций.
  • Движение денежных средств. Анализ движения наличных и безналичных денежных средств, оптимизации денежного потока.
  • Склад. Анализ сроков хранения, загруженности складов, отгрузок по клиентам. Такой анализ позволит иметь на складе минимальный запас продукции, при этом вся требуемая продукция будет всегда в наличие. Благодаря этому компания может серьезно сэкономить на складских помещениях, высвободить дополнительные средства для оборота.

Применение OLAP-технологий в торговых компаниях

Ключевые вопросы торговой компании: "Сколько штук продано", "На какую сумму продано" расширяются по мере усложнения бизнеса и накопления исторических данных до некоторого множества факторов, или разрезов: "..в Москве, в Сибири", "..в прошлом квартале, по сравнению с нынешним", "..через магазин А, по сравнению с магазином Б".

Ответы на подобные вопросы необходимы для принятия управленческих решений: об изменении ассортимента, цен, закрытии и открытии магазинов, филиалов, расторжении и подписании договоров с дилерами, проведения или прекращения рекламных кампаний и т.д.

Если попытаться выделить основные показатели (факты), и категории (измерения), которыми манипулирует бизнесмен, стараясь расширить или оптимизировать свой бизнес, то получится таблица, подходящая для анализа продаж как универсальный шаблон, требующий небольших корректировок для каждого конкретного предприятия. Интересно, что эта таблица в целом соответствует обычному счету-фактуре, то есть данные в таком виде должны быть у любого предприятия.

Поля таблицы: Время, Категория товара, Товар, Регион, Продавец, Покупатель, Сумма, Количество.

Категории Показатели
Время Категория товара Товар Регион Продавец Покупатель Сумма Количество

Категории в разрезах, которых будут анализироваться показатели:

  • Время. Как правило это несколько периодов: Год, Квартал, Месяц, Декада, Неделя, День.
  • Категория товара. Категорий может быть несколько, они отличаются для каждого вида бизнеса: Сорт, Модель, Вид упаковки и пр.
  • Товар. Иногда применяется название товара (или услуги), иногда его код, или артикул. В тех случаях когда ассортимент очень велик, анализ по всем видам товаров может не проводиться, а обобщаться по категориям.
  • Регион. В зависимости от размера бизнеса под измерением Регион может иметься в виду Континент, Группа стран, Страна, Территория, Город, Район, Улица, Часть улицы.
  • Продавец. Здесь может быть: Филиал, Магазин, Дилер, Менеджер по продажам.
  • Покупатель. В некоторых случаях, например в розничной торговле, покупатель обезличен и измерение отсутствует, в других случаях информация о покупателе есть, и она важна для продаж. Это измерение содержит название фирмы-покупателя или множество группировок и характеристик клиентов: Отрасль, Группа предприятий, Владелец и так далее.

Благодаря OLAP-системе будут доступны следующие стандартные методы анализа:

  • Факторный (структурный) анализ. Анализ структуры продаж для выявления важнейших составляющих в интересующем разрезе.
  • Анализ динамики. Выявление тенденций, сезонных колебаний.
  • Анализ зависимостей. Сравнение объемов продаж разных товаров во времени для выявления необходимого ассортимента - "корзины".
  • Сопоставление (сравнительный анализ). Сравнение результатов продаж во времени, или за заданный период, или для заданной группы товаров.

Анализом бизнес-процесса "Продажи" применение OLAP-технологий в торговле не исчерпывается. Наряду с продажами, обычно в OLAP-системе анализируются закупки, склады.

  • Закупки. Задача обратно противоположная анализу продаж. Многие предприятия закупают комплектующие и материалы у поставщиков. Торговые предприятия закупают товары для перепродажи. Возможных задач при анализе закупок множество, от планирования денежных средств на основе прошлого опыта, до контроля за менеджерами, выбирающими поставщиков.
  • Склад. Анализ структуры остатков на складе в разрезе видов товаров, складов, анализ сроков хранения товаров, анализ отгрузки по получателям и многие другие важные для предприятия виды анализов возможны при наличии в организации складского учета.

Применение OLAP-технологий в бюджетировании

Бюджетирование - одна из самых широких областей применения OLAP-технологий. Большинство бюджетных отчетов легко строятся на основе OLAP-систем. При этом отчеты отвечают на очень широкую гамму вопросов: анализ структуры расходов и доходов, сравнение расходов по определенным статьям у разных подразделений, анализ динамики и тенденций расходов на определенные статьи, анализ себестоимости и прибыли.

В простейшем случае для анализа можно применять два измерения: Статья и Время и один факт: Сумма. Если расходы поставляются, как отрицательные суммы, а доходы, как положительные, то система покажет финансовый результат или прибыль как разницу доходов и расходов. Но значительно удобней иметь измерение Тип статьи = доход или расход. Это позволит проводить раздельный анализ доходов и расходов. При наличии некоторой иерархии статей появляется возможность обобщенного анализа. Большинство современных методик предлагают для крупных организаций вести бюджета в разрезе организационной структуры (по подразделениям) и в разрезе финансовой структуры (по центрам учета: центрам прибыли и центрам расходов). Самый мощный анализ можно провести, если бюджет ведется в разрезе всех аналитических признаков, интересующих руководство предприятия.

Фактами (показателями) служат плановое, фактическое значение и отклонение от плана. А категориями анализа: Время, Подразделение, Центр учета, Статья, Подстатья, Бизнес-операция, План, Факт, Отклонение.