Применение OLAP-систем
Платформа OLAP-систем
| |
Розничная торговля характеризуется гигантским объемом операций (при незначительном размере единичной транзакции), большим количеством клиентов, широкой продуктовой линейкой и чаще всего распределенным хранением данных. Высокий уровень конкуренции заставляет компании повышать качество обслуживания, сокращать издержки, увеличивать лояльность клиентов, быстро реагировать на действия конкурентов.
Решения на базе OLAP-технологий позволяют получить единую и непротиворечивую картину работы предприятия, необходимую для принятия решений, найти закономерности в огромных объемах данных, проанализировать тенденции и оптимизировать работу розничной сети:
- Консолидация данных. В состав OLAP-систем входит хранилище данных, с помощью которого можно консолидировать информацию из территориально распределенных подразделений и обогатить систему сведениями из множества источников данных, как внутренних, так и внешних. Мощные механизмы интеграции позволяют получить данные практически из любого источника: от офисных приложений до ERP-систем.
- Аналитическая отчетность. В OLAP-системах поддерживаются десятки способов визуализации данных: таблицы, графики, диаграммы, карты, конструирование любых отчётов. Любой аналитический отчет обычный пользователь может получить после нескольких щелчков мышки, не прибегая к помощи IT-специалистов.
- Прогнозирование и оптимизация запасов. OLAP-системы реализуют самые современные самообучающиеся алгоритмы, статистические, эконометрические и экспертные механизмы прогнозирования. Они позволяют строить адаптивные модели, автоматически находить сезонность и тренды, учесть сложное влияние множества внешних факторов. Имея качественный прогноз, можно решать задачу оптимизации запасов и увеличения оборачиваемости.
- Программы лояльности. При помощи методов глубокого анализа данных можно понять особенности потребления клиентов и отношение покупателей к маркетинговым программам, выявить целевые группы. Это даст возможность стоить эффективные программы лояльности, не сводящиеся просто к предоставлению скидок, а учитывающие особенности каждой группы покупателей и предлагающей им именно то, что их заинтересует.
- Стимулирование спроса. Анализ потребительской корзины позволяет находить самые ходовые сочетания товаров и предлагать именно те продукты, которые вызовут наибольший интерес, правильно разместить товары на полках, организовать кросс-продажи и системы скидок.
С помощью OLAP-систем можно решить и другие задачи, актуальные для компаний розничной торговли: расчет показателей эффективности, бюджетирование, план-факторный анализ, анализ эластичности спроса, сегментация клиентской базы, очистка данных при консолидации из разнородных источников, оценка эффективности маркетинговых действий.
Пример применение OLAP-технологий в торговых компаниях
Ключевые вопросы торговой компании: "Сколько штук продано", "На какую сумму продано" расширяются по мере усложнения бизнеса и накопления исторических данных до некоторого множества факторов, или разрезов: "..в Москве, в Сибири", "..в прошлом квартале, по сравнению с нынешним", "..через магазин А, по сравнению с магазином Б".
Ответы на подобные вопросы необходимы для принятия управленческих решений: об изменении ассортимента, цен, закрытии и открытии магазинов, филиалов, расторжении и подписании договоров с дилерами, проведения или прекращения рекламных кампаний и т.д.
Если попытаться выделить основные показатели (факты), и категории (измерения), которыми манипулирует бизнесмен, стараясь расширить или оптимизировать свой бизнес, то получится таблица, подходящая для анализа продаж как универсальный шаблон, требующий небольших корректировок для каждого конкретного предприятия. Интересно, что эта таблица в целом соответствует обычному счету-фактуре, то есть данные в таком виде должны быть у любого предприятия.
Поля таблицы: Время, Категория товара, Товар, Регион, Продавец, Покупатель, Сумма, Количество.
Категории |
Показатели |
Время |
Категория товара |
Товар |
Регион |
Продавец |
Покупатель |
Сумма |
Количество |
Категории в разрезах, которых будут анализироваться показатели:
- Время. Как правило это несколько периодов: Год, Квартал, Месяц, Декада, Неделя, День.
- Категория товара. Категорий может быть несколько, они отличаются для каждого вида бизнеса: Сорт, Модель, Вид упаковки и пр.
- Товар. Иногда применяется название товара (или услуги), иногда его код, или артикул. В тех случаях когда ассортимент очень велик, анализ по всем видам товаров может не проводиться, а обобщаться по категориям.
- Регион. В зависимости от размера бизнеса под измерением Регион может иметься в виду Континент, Группа стран, Страна, Территория, Город, Район, Улица, Часть улицы.
- Продавец. Здесь может быть: Филиал, Магазин, Дилер, Менеджер по продажам.
- Покупатель. В некоторых случаях, например в розничной торговле, покупатель обезличен и измерение отсутствует, в других случаях информация о покупателе есть, и она важна для продаж. Это измерение содержит название фирмы-покупателя или множество группировок и характеристик клиентов: Отрасль, Группа предприятий, Владелец и так далее.
Благодаря OLAP-системе будут доступны следующие стандартные методы анализа:
- Факторный (структурный) анализ. Анализ структуры продаж для выявления важнейших составляющих в интересующем разрезе.
- Анализ динамики. Выявление тенденций, сезонных колебаний.
- Анализ зависимостей. Сравнение объемов продаж разных товаров во времени для выявления необходимого ассортимента - "корзины".
- Сопоставление (сравнительный анализ). Сравнение результатов продаж во времени, или за заданный период, или для заданной группы товаров.
Анализом бизнес-процесса "Продажи" применение OLAP-технологий в торговле не исчерпывается. Наряду с продажами, обычно в OLAP-системе анализируются закупки, склады.
- Закупки. Задача обратно противоположная анализу продаж. Многие предприятия закупают комплектующие и материалы у поставщиков. Торговые предприятия закупают товары для перепродажи. Возможных задач при анализе закупок множество, от планирования денежных средств на основе прошлого опыта, до контроля за менеджерами, выбирающими поставщиков.
- Склад. Анализ структуры остатков на складе в разрезе видов товаров, складов, анализ сроков хранения товаров, анализ отгрузки по получателям и многие другие важные для предприятия виды анализов возможны при наличии в организации складского учета.
|