|
Применение OLAP-систем в аптечных сетях |
Работа аптечной сети существенным образом отличается от обычной розничной торговли, например продуктов питания. Это связано с особенностями потребления медикаментов, такими как государственное регулирование уровня наценки, сроки годности товаров, отпуск по рецептам врачей и наличие взаимозаменяемых препаратов. Аптечные сети обычно состоят из относительно мелких торговых точек с большой товарной номенклатурой. Кроме того, значительную часть дохода приносят не медикаменты, а сопутствующие товары, так называемая парафармация.
Инструменты, реализованные в OLAP-системах, позволяют решать задачи, стоящие перед аптечными сетями, учитывающие особенности работы со специфичными товарами:
- Консолидация данных. Данные, разнесенные по большому количеству аптек и хранящиеся во множестве локальных учетных систем, не дают возможность проводить качественный анализ и увидеть общую картину. В состав OLAP-систем входит хранилище данных, с помощью которого можно консолидировать сведения из различных источников, увидеть общую картину и принимать обоснованные решения.
- Аналитическая отчетность. Механизмы анализа, встроенные в OLAP-системы, позволяют оперативно получать необходимую отчетность из подготовленного хранилища данных в любом разрезе, оценивать работу аптек, анализировать сроки годности и работу поставщиков.
- Оптимизация товарных запасов. Благодаря имеющимся в OLAP-системах алгоритмам прогнозирования можно предсказывать спрос, учитывая товары-заменители, сезонность, всплеск заболеваемости и сроки годности препаратов. Эта информация является основой для решения задачи управления запасами, повышения оборачиваемости и снижения дефектуры.
- Построение ассортиментной матрицы. OLAP-система дает возможность перейти к выбору поставщиков для построения оптимальной ассортиментной матрицы на основе объективной информации по времени и условиям доставки, качеству обслуживания, широте ассортимента, наличию товара на складе поставщика и частоте изменения цены.
В динамично развивающихся аптечных сетях, действующих в условиях очень жесткой конкуренции, возникает и множество других актуальных аналитических задач, которые могут быть решены при помощи OLAP-систем: оптимизация расходов, анализ конкурентной среды, сегментация клиентской базы, стимулирование спроса, кросс-продажи, оптимизация ценовой политики.